?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Если не хотите дарить свои деньги недобросовестным предпринимателям, то вы непременно должны стать сами для себя юридической службой. В современном мире без знания своих прав и возможностей вы, к сожалению, практически обречены быть «лохом» (простите за столь грубое слово), на котором будут зарабатывать недобросовестные бизнесмены. При этом в России пока настолько низкий уровень образования населения по данным вопросам, что вам, скорее всего, даже не придется долго выяснять отношения с продавцами в случае конфликта.

Обычно, чтобы добиться справедливости, достаточно фразы «Согласно закону «О защите прав потребителей» вы обязаны (…тут вставить подходящую реплику…). Или вы отказываетесь это сделать?». Примерно в 99 случаях из 100 вас тут же обслужат так, как надо. Зовите старшего менеджера, если отказывают в какой-то положенной улсге – требуйте письменного отказа, пишите разговор на диктофон (если уверены в своей правоте) и так далее.

Например, вы случайно разбили бутылку дорогого вина в супермаркете, и огромный охранник в форме требует вас заплатить за товар. Обязаны ли вы это делать? Нет!  Закон гласит, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда, в соответствии с законом, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. До этого момента все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, т.е. на продавце (статья 459 ГК РФ «Переход риска случайной гибели товара»). Можете сказать, пусть вызывают милицию. И вы 100% будете правы. Ну а если он при этом постарается физически задержать вас, то дело пахнет уже и вовсе крупными штрафами по отношению к самому супермаркету!

В идеале нужно изучить несколько законов и постановлений («Закон о защите прав потребителей» и т.д.), которые помогут вам хорошо ориентироваться в своих правах. Полезно полистать сайты Общества защиты прав потребителей и Роспотребнадзора. Если же для вас это сложно, запаситесь хотя бы телефонами специальных консультационных служб по защите потребителей, бесплатных юристов и консультантов и так далее – в спорных ситуациях всегда сможете позвонить им и проконсультироваться. Но в любом случае базовые знания своих прав вы обязаны  знать.

Но образованность нужна не только при покупке товаров. Битва за тарифы ЖКХ также требует серьезной подготовки. Вы платите большие деньги за коммунальные? А вы когда-нибудь требовали смету за ежемесячные «ремонтные работы»? По закону должны по вашему требованию предоставить такую бумагу, где расписаны все траты, включая расходы на материалы, зарплату сотрудников и так далее. И чаще всего сметы оказываются сильно завышенными.

Я не призываю вас быть «скандалистом». Наоборот, надеюсь, что эти знания вам никогда не понадобятся. Но, как говорили грамотные люди: «хочешь мира – готовься к войне». Так что если не хотите платить за собственную безграмотность – вооружайтесь знаниями на всякий случай. Закон дает нам огромные права, о которых многие даже просто не догадываются.

Всегда внимательно изучайте все бумаги, которые подписываете, даже при покупке не очень дорогих товаров. Хороший продавец составит договор на одном листе бумаги. Плохой будет расписывать на десять листов. Именно поэтмоу не стесняйтесь задержать его время на своё чтение. В этом не ваша вина. Обязательно читайте то, что написано мелким шрифтом. А лучше всего откажитесь от покупки, если в документах «мелких шрифтов» слишком много. Полбеды, если это малозначащие, формальные сноски. Но если в них вы увидите важную информацию - это серьезный повод задуматься. Похожим образом относитесь к всевозможным «звездочкам» над рекламными слоганами и другими очевидными ухищрениями.

Одна моя знакомая жаловалась недавно: ей в почтовый ящик кинули объявление, в котором магазин диванов объявлял о грандиозной распродаже мебели. Красивый кожаный диван, стоивший раньше 53 тысячи рублей, теперь продавался по 27 тысяч! Причем она знала, что диван раньше действительно стоил 53 тысячи, она его давно присмотрела, и она мигом помчалась в магазин. Но она не заметила маленькую звездочку над цифрой «27000». А внизу по сноске было написано: «Данное объявление не является публичной офертой. Магазин оставляет за собой право менять условия…» и так далее. Ей сообщили, что диваны по 27 тысяч же закончились и предложили его по 50 тысяч. Естественно, что диванов по 27 и в помине никогда не было.

До этого по теме:

1.1. Введение

1.2. Контроль и привычки

1.3. Покупай сани летом